Как самостоятельно изготовить апилифт для перевозки ульев?

Даже самый современный корпус улика имеет немалый вес. Во время сезонных работ при кочевке пчел хозяину пасеки приходится постоянно передвигать и переставлять ульи. Без механизации труда обойтись сложно. Апилифт – удобное средство транспортировки пчелиных домов. Как сделать такой удобный подъемник своими руками.

Чем меньше общий вес пасечной тележки и больше прочность, тем она удобней и практичней. Стандартный вариант – это платформа (по размеру улья), подъемный механизм (рычаг), два широких колеса, удобная длинная ручка и крепежный механизм.

Если сравнивать с самодельной тележкой, то готовые модели отличаются прочностью, легкостью и долговечностью, имеют простой механизм подъема, компактный размер и гарантийный срок эксплуатации, что немаловажно.

Если нет навыка сварочных работ, то лучше приобрести готовый апилифт, заводского производства. Цена такой механизации не высока. Основные преимущества очевидны:

  • каркас из нержавеющей стали – легкие и прочные. Если покупать такой материал, то стоимость не порадует;
  • правильно продуманная по размеру, надежно укрепленная площадка;
  • несколько вариантов зажимов снизу и сверху, для надежного крепежа;
  • два широких колеса с покрышками высокой проходимости, рассчитанные на сложный рельеф;
  • рукоятки расположены таким образом, чтобы человек любого роста смог удобно пользоваться тележкой пчеловода.

На колесном механизме предусмотрена амортизационная система, так как перевозить ульи часто приходится не по асфальту, а по пересеченной местности. Важно не навредить пчелиному семейству – заводской вариант исключает случайное падение.

Еще одно преимущество – тележка легко складывается и не занимает много места при зимнем хранении. Самостоятельное изготовление не гарантирует такого удобства.

Дорогие, но удобные варианты, такие как Каптарлифт из Венгрии, оборудованные электрическим подъемником – настоящая мечта, но стоят недешево. А можно ли сделать такой апилифт самому?

Важно уточнить, что все импортные подъемники рассчитаны на полистирольные ульи, которые в несколько раз легче деревянных.

Еще несколько слов о минусах. В идеале практикующему пасечнику необходимы два устройства:

  • для ежедневной работы небольшая лебедка – приподнять, развернуть, немного передвинуть по солнцу улей;
  • для погрузки и разгрузки на бортовое транспортное средство – своеобразный миниатюрный погрузчик.

Поэтому многие делают подъемники сами, ориентируясь на индивидуальную специфику ведения работ.

Устройство и принцип действия

Основными частями подъемника для ульев являются:

  • Рамы. Первая рама неподвижна, поэтому выступает в качестве скелета конструкции, а вторая – двигается параллельно первой и обеспечивает грузу надежную опору. Выполняются рамы из металлических профильных труб с квадратным сечением. От их толщины зависит грузоподъемность и износоустойчивость готовой тележки.
  • Каретка. Берет на себя вес улья, поэтому нагрузка на неё колоссальная. На последних поперечных ограничителях каретки фиксируются боковые зажимы, удерживающие улей в одном положении. Центральный ограничитель нужен для фиксации торса – элемента лебедки, который обеспечивает подъем и опускание груза.
  • Вилки. Это элементы в виде прочных углов, которые ставятся в каретку и исполняют функцию подъема ульев. На них помещается груз.
  • Подшипники. В конструкции присутствует 6 подшипников, 4 из которых находятся на кронштейне, а 2 – на колесах. Благодаря ним тележка легко управляется и плавно перемещается.
  • Рычаг. Позволяет поднять улье на значительную высоту от земли. Тележку нужно подвезти к грузу, регулировать ширину захвата с помощь винта и кронштейна, а затем рычагом оторвать улья от земли и перевезти на нужное место.
  • Колеса с кронштейном. Такая составная часть тележки единая и выступает в качестве приваренной направляющей, но при разборке и транспортировке может сниматься. Кронштейн крепится к раме посредством затягивания двух сквозных болтов в нижней и верхней частях конструкции, а после фиксируется с помощью барашка и помогает надежно фиксировать улей. Колеса на подшипниках нужны для передвижения всего апилифта. Они должны быть широкими, а также иметь крепкую единую основу, камеры для накачивания и рифленую покрышку для удобного буксования.

Апилифт отличается от простой тележки именно наличием зажимов и системы рычагов для отжимания.

Принцип работы у такого приспособления прост:

  1. Боковые зажимы конструкции надежно фиксируют улье.
  2. Ручка-рычаг поднимает груз от уровня земли на некоторую высоту.
  3. Подъемник на колесах перекатывается на нужное место.
  4. Груз опускается на землю также с помощью ручки-рычага.

Конструкция с таким принципом работы выглядит таким образом:

Вместо вступления

По своей сути обсуждение подъемников — бесконечная и местами спорная тема. У каждого хозяина свой подход к содержанию пасеки. Одни пчеловоды активно используют самодельные тележки и подъемники. Другие эксплуатируют заводские образцы механизмов. Третьи дорабатывают купленную модель под свои нужды.

Мы уже описывали самодельные средства механизации:

Здесь рассмотрена тележка подъемник для ульев в трех вариантах: Приспособления для перевозки ульев

А здесь дан обзор нескольких пасечных самоделок этого типа: Тележка и весы – важные пасечные самоделки

Вот еще одна интересная идея для самостоятельной сборки, подсмотренная нами на известном форуме:

Такая модель ульевого подъемника рассчитана на работу с альпийскими ульями. Ее основное достоинство – дешевизна. Опорные элементы, стойки, перекладина смонтирована из древесины. Ворот сварен из металлической трубы. В качестве подъемного механизма используется два ролика и прочная веревка.

Это одна из вариаций модели с подъемными блоками. Большие разборные подъемники используются для кочевого содержания пасеки. С их помощью ульи загружаются на прицепы и платформы. А небольшие тележки, оснащенные подъемным узлом, предназначены для внутрипасечных нужд – с их помощью домики перемещают с одного места на другое в пределах одного точка, либо транспортируют к прицепу и используют вместе с большими разборными подъемниками.

Требования к подъемнику и типовые чертежи

Мобильная установка используется для транспортировки тяжеловесных и габаритных ульев, поэтому она должен обеспечивать грузу безопасность на протяжении всего передвижения. Чтобы это было возможным, самодельный апилифт должен обладать такими характеристиками:

  • Грузоподъемностью до 120-130 кг. В среднем, один отсек весит 40-42 кг, поэтому тележка может перевезти либо тройной улей, либо три отдельные его части.
  • Шириной захвата примерно 35-55 см. Размеры ульев могут быть разными, поэтому стоит предусмотреть регулируемые боковые фиксаторы, с помощью которых можно производить захват и корректировать его ширину в зависимости от габаритов груза.

    Правильный развод зажимов позволит фиксировать тяжелый груз без прикладывания особых физических усилий.

  • Высотой подъема до 130 см. Установка должна поднимать улей на высоту до 130 см, чтобы он не волочился по земле во время перемещения.
  • Точностью спуска в 1 см. При правильном изготовлении точность перестановки груза будет составлять 1 см, что значительно облегчит работу пасечника, которому не придется поднимать и переставлять груз. При этом сам апилифт не будет чувствовать массу улья, поскольку давление на ручку составляет всего 1 кг.

Механизм для поднятия у апилифта может быть ручным или механическим, но для облегчения работы большинство пчеловодов делают тележку своими руками с автоматическим приводом.

Определившись с параметрами будущего подъемного устройства, необходимо подготовить его чертеж. Вот примерный чертеж стандартного варианта тележки грузоподъемностью до 130 кг:

Как подобрать покупные тележки для ульев

Изготовление апилифта требует определённых знаний, навыков, а также немного времени и терпения. Именно поэтому не все рискнут делать конструкцию своими руками. К счастью, сегодня мировые производители предлагают большой выбор готовых тележек, которые отличаются характеристиками, функционалом, габаритами.

При выборе телеги для перевозки ульев следует отдавать предпочтение устройствам со следующими качествами:

  • удобство и простота эксплуатации;
  • металлоёмкость устройства. Тележка должна быть изготовлена из прочного и надёжного металла, который гарантирует долговечность конструкции;
  • безопасность. Все основные составляющие апилифта — вилки, рукоятки, держатели, фиксаторы — должны обладать высоким качеством и надёжностью, быть изготовлены из прочных материалов;

  • непрокалываемые колёса. При покупке следует выбирать телегу с колёсами из непробиваемого материала, например, пенополиуретана;
  • защита от падений. Рекомендуется отдавать предпочтение конструкциям, которые снабжены автоматическим фиксатором, закреплённым на раме и позволяющим предупредить случайное падение механизма для подъёма груза;
  • высокие показатели грузоподъёмности. Покупное устройство должно обладать способностью поднимать груз до 150 кг.

Кроме этого, при покупке необходимо потребовать у продавцов сертификаты на продукцию, подтверждающие безопасность и надёжность её комплектующих. Среди готовых тележек наибольшей популярностью пользуются подъёмники «ТП-002» с полиуретановыми колёсами, «М-1» с усиленными колёсами с подкачкой, «Апилифт 1.0 ТЛ» с пневмоколёсами.

Знаете ли вы? Удивительно, но процесс спаривания у пчёл происходит прямо в воздухе и длится не более 5 сек. После этого трутень лишается своего «мужского органа», который остаётся в теле матки, а сам умирает.

Апилифт является прекрасным помощником пасечника, который даёт возможность существенно упростить работы по обслуживанию пасеки. Подобную конструкцию можно приобрести в специализированных магазинах либо изготовить самостоятельно. К последнему варианту необходимо подойти с особой ответственностью, поскольку грамотно сделанное устройство оказывает влияние не только на качество и оперативность перемещения ульев, но и на сохранение безопасности процесса.

Пошаговая инструкция по сборке

Для сборки подъемника потребуются такие материалы и инструменты:

  • трубы профильные с квадратным сечением – 40х20, 30х20, 25х25 мм;
  • болты (M6, M8) и гайки;
  • ручка с нескользящим покрытием (прорезиненным или любым другим);
  • прочные натяжные пружины;
  • стальной трос диаметром 3-4 мм;
  • катушка с таким параметрами: высота – 34 мм, внешний диаметр – 50 мм, внутренний диаметр – 30 мм;
  • ручка к катушке для намотки троса;
  • колеса с внешним диаметром 380-400 мм– 2 штуки;
  • ролики с подшипниками;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • измерительная рулетка.

Подготовив всё необходимое, можно приступать к сборке тележки. Данный процесс можно условно разделить на три этапа, каждый из которых требует отдельного рассмотрения.

Этап 1: сборка рамы

Основой всей конструкции является рама, которую нужно изготовить следующим образом:

  1. Сварить из боковых стоек раму, чтобы в готовом состоянии её длина составляла 1570 мм, а ширина – 370 мм.

  2. К готовой раме перпендикулярно приварить встык 4 трубы. Крайнюю балку прикрепить к боковинам еще и плашмя. Поперечины сверху и снизу должны соответствовать размерам труб рамы (40х20 мм). Для срединных же поперечин нужно использовать меньшие трубы (30х20 мм). Вторую балку устанавливать на расстоянии 500 мм от верхней поперечины, а третью – на расстоянии 380-400 мм от нижней.

  3. Специально для подшипника по длине рамных стоек с наружной стороны сделать вертикальный пропил в 200 мм. По его краям установить болты M6, иначе подшипник будет вылетать из канавки во время эксплуатации тележки.
  4. С двух сторон третьей балки, идущей сверху, высверлить по одному отверстию под болты M В дальнейшем на этих местах будут установлены колесные кронштейны.
  5. Отступить от верхней балки 200-300 мм и приварить к боковым трубам прорезиненные ручки.

Этап 2: установка катушки, подъемного механизма и колес

На этой стадии собранная рама начиняется всеми необходимыми элементами, позволяющими в будущем перевозить груз. Их монтаж производится в таком порядке:

  1. Подшипник диаметром в 40 мм установить на верхнюю поперечину, выдержав от правого края рамы 130 мм.Поверх подшипника закрепить фиксатор (крепеж), предотвращающий выпадение троса из блока, поднимающего груз.
  2. С левой стороны рамы, также на расстоянии 130 мм от первой перекладины, установить роликовую канавку и вставить в него стальной трос, верхний свободный конец которого прибить болтами на левую боковину.
  3. На вторую сверху перекладину, с лицевой стороны, установить катушку, выдержав от правого ребра рамы отступ в 120 мм. В подшипнике установить ось для катушки, на которую будет наматываться трос при поднятии тяжести.

  4. С противоположной стороны от катушки, также на второй балке, приварить рычаг размером в 200 мм. Он должен иметь рукоятку, которая свободно вращается вокруг своей оси.
  5. Возле катушки и рычага прибить кусок прута из стали, который будет исполнять роль металлических стопоров.
  6. При помощи троса присоединить рукоятку рычага к металлическому язычку и пружине. Язычок поможет предотвратить случайный спуск нагруженной каретки. В состояния покоя он будет прижиматься пружиной к стопору. На данном шаге подъемный механизм выглядит таким образом:
  7. Из профильной трубы размером 25х25 мм изготовить кронштейны, на которые установить колесные оси. Для внешней фиксации прибить их гайками.

  8. Закрепить кронштейны на раму с помощью стальных прямоугольных пластин размером 110х25 мм. Визуально кронштейны должны представлять собой две трубы размерами в 300 и 230 мм, перпендикулярно сваренные и соединенные с рамой при помощи сквозных болтов M

Изготовленная по такой схеме конструкция легко склоняется к земле под разными углами. Это обеспечивается выдвигающимися из кронштейнов колесами.

Этап 3: монтаж каретки, вилки и зажимов

Заключительная, но не менее важная часть в изготовлении апилифта. Предполагает выполнение следующих действий:

  1. Собрать каретку – подъемную установку, состоящую из многочисленных частей, в том числе и зажимов для фиксации груза. Для этого сначала сделать каркас с подшипниками, габариты которого равны 720х380 мм. В качестве материала использовать трубу 30х20 мм. В нижней части изготовить 2 перекладины из трубы диаметром 30х30 мм. В них будут располагаться боковые фиксаторы, захватывающие корпус улья.

    Шарнир наклоняется под действующей тягой, а квадрат, тянущий трубку от бокового зажима, перекашивается. Угол наклона шарнира регулируется с помощью болта с пружиной, а от этого зависит регулировка зажимов. Чем больше наклон, тем интенсивнее сжатие.

  2. Из труб диаметром 25х25 мм и длиной 450 мм сделать зажимы, на края которых перпендикулярно приварить «лапки» для удержания груза – отрезки длиной 90 или 130 мм. Чтобы корпус улья не скользил, часть «лапок», обращенную внутрь, желательно сделать ребристой. Подготовленные зажимы вставить в трубы на карете, которые имеют более крупный диаметр.
  3. По центру нижней перекладины каретки приварить блок для троса. Вертикальное движение конструкции будет осуществляться за счет 4 подшипников, расположенных по бокам осевой рамы.
  4. Для подъема груза за дно к нижней части каретки, с боковых сторон, прикрепить трубки диаметром 25х25 мм и длиной 90 мм. Для этого использовать болты M Чтобы получить вилки, на установленные отрезки прикрепить трубки длиной в 450-500 мм. Механизм сжатия каретки будет осуществляться за счет рычага с тягой.

Каретка

Самый сложный механизм тележки, который состоит из большого количества деталей:

  • зажимы для захвата;
  • блок для подъемного троса, аналогичный закрепленному на раме, при изготовлении крепим на средней поперечной трубе;
  • движется по направляющим при помощи шарикоподшипников;
  • к нижней части каретки приваривается держатель для подъемного вилочного механизма;
  • работу регулирует тяговый рычаг.

Конструкцию и принцип работы каретки можно понять из чертежей.

Представленное видео и чертежи помогут разобраться в последовательности изготовления. Если нет желания тратить большие деньги, то простейший подъемник можно сделать за два дня своими руками.

Полезные советы

При эксплуатации самодельной пасечной тележки стоит учитывать ряд правил:

  • Перед началом полноценной работы с подъемником проверить его на техническую исправность. Для этого изначального использовать его без груза, обращая особое внимание на такие детали:
  • фиксацию винтиков и гаек, особенно в тех участках, где закреплены ролики троса;
  • плотность прилегания опорно-рамных болтов, зафиксированных через шайбы;
  • полноту вхождения креплений в пазы.
  • Если транспортируются улья с тяжелыми сотами, проверить надежность их фиксации.
  • По возможности освободить улья от всех лишних составляющих. В частности, стоит убрать все подвижные части короба, которые могут напугать пчел.
  • Проверить прочность креплений рамок внутри короба. Если в процессе транспортировки соты оборвутся, то это вызовет агрессию у насекомых. К тому же часть из них может погибнуть.
  • В процессе погрузки улья следить за надежностью фиксатора ручки, поскольку он может выскочить при наклоне тележки, что приведет к падению груза.
  • При перевозке пчел работать в защитной одежде, а также иметь при себе пульверизатор и сетку. Все эти меры помогут защитить себя от укусов насекомых в случае аварии.

При прикладывании определенных усилий апилифтможно собрать своими руками, что позволит значительно сэкономить на покупке магазинной пасечной тележки. При этом большое внимание нужно уделить монтажу мелких деталей, от которых будут зависеть технические характеристики изготовленной мобильной установки.

0

0

Копировать ссылку

Использование

Перед началом работы необходимо проверить составные части конструкции на соответствие техническим требованиям. Тщательно осмотреть место креплений, прилегание крепежа, правильное вхождение крепежа в пазы.

Важно обращать внимание на функционирование пасечной тележки во время работы. Особенно надежность фиксации, поскольку насекомым тяжело пережить стресс, связанный с транспортировкой. Для перевозки нужно приготовить защитную одежду и распылитель, чтобы предотвратить атаку пчел в случае падения.

Основные детали

Детали и размеры для подъема и транспортировки ульев:

Детали и размеры для подъема и транспортировки ульев Болты


Рама


Колесо


Кронштейн колеса

Внешний вид

Небольшая конструкция для перевозки ульев своими руками представляет собой легкий и удобный в эксплуатации механический подъемник. К стандартным моделям предъявляются следующие требования:

  • выдерживать вес до 120 кг;
  • перевозить улья высотой до 1100 мм;
  • захватывать улей до 24 рамок с разводом зажимов до 1000 мм.

Внешний вид напоминает металлическую раму с упрощённой вилкой для захвата, как у подъемников. Двигается конструкция вертикально за счет двух колес. Движение передается через две ручки сверху, которые удерживает пасечник.

Удаление вмятин от града клеевым и вакуумными методами

Сразу стоит оговориться, что эти методы можно использовать лишь в случае, когда в месте деформации не нарушена целостность лакокрасочного покрытия. Если же есть сколы или царапины, то от них нужно избавиться. Как это сделать, вы можете почитать в отдельном материале на нашем сайте. Дело в том, что описанные ниже инструменты оказывают сильное механическое воздействие на поверхность, из-за чего может произойти расслоение ЛКП.
Для удаления вмятин от града своими руками клеевым методом нужны следующие инструменты:

Набор для удаления вмятин

  • минилифтер (его еще называют обратный молоток);
  • клеевые грибки (пистоны) различного диаметра;
  • клей;
  • клеевой термопистолет;
  • жидкость для удаления остатков клея;
  • молоток;
  • тефлоновый керн с тупым наконечником.

Выбор прицепа для перевозки пчел

Самыми популярными моделями прицепов являются:

  1. Модель 817730.001 производства «МЗСА».
  2. «Тандем» производства «Курганские прицепы».
  3. «Пчеловод» грузового типа №7135 производства «Прогресс».
  4. «Пасека седельная-24» производства «Ось».
  5. Прицеп 817730.001 производства «МЗСА»

Модель 817730.001 производства «МЗСА»

Одним из самых устойчивых. Изготовлен из оцинкованного металла и обшит влагостойкой фанерой.

Его специфика:

  • передняя и задняя часть откидывающаяся;
  • максимальный вес – 950 килограмм;
  • подвижные детали обработаны составом на основе цинка, что в несколько раз увеличивает срок службы.


Модель 817730.001 производства «МЗСА»

Модель «Тандем» производства «Курганские прицепы»

В нем можно оставить место между двумя рядами ульев, поэтому будет удобнее передвигаться.

Другие особенности:

  • наличие подкатного колеса-автомат, запасного колеса, ремней-стяжек;
  • улучшенная высота – 130 сантиметров, что упрощает установку и снятие ульев;
  • при транспортировке допускается только один «этаж» ульев, при остановке допускается увеличение до четырех;


Модель «Тандем» производства «Курганские прицепы»

Модель «Пчеловод» производства «Прогресс»

Он создан для непростого дорожного покрытия нашей страны – у него особая рессорная подвеска.

Специфика:

  • высота бортов – 15 сантиметров;
  • грузоподъемность – 1 тонна;
  • дно сделано из фанеры, стойкой к воздействию влаги.


Модель «Пчеловод» производства «Прогресс»

Модель«Пасека седельная-24» производства «Ось»

Он вмещает 24 улья, которые можно поставить без нарушения естественного воздухообмена.

Другие особенности:

  • есть выдвижная часть для 8 ульев;
  • есть тормоз наката.


Модель«Пасека седельная-24» производства «Ось»

Полезный видеообзор о прицепах МЗСА.

Разновидности

Существует два типа: с ручным и с механическим приводом. Выбор того или иного привода зависит от размеров пасеки и каждодневной нагрузки на пчеловода. Если пасека небольшая, а улики маленькие, то удобнее будет руководить тележкой посредством ручного привода. Для опускания или поднятия улья достаточно оказать на ручку привода небольшое усилие.

Но если пасека занимает обширные территории, то для экономии сил работника проще установить механический привод. Таким образом, при работе не придется прикладывать никаких усилий. А сам пасечный транспорт можно будет применять для безопасной перевозки самых больших и тяжёлых ульев.

Что такое апилифт

Пасечная тележка — подъёмная конструкция, которая оснащена спецчастью для захвата и колёсами для передвижения. Удерживающая часть имеет болтовые крепежи, которые надёжно фиксируют улей и предотвращают его падение. Все зажимы регулируются, что даёт возможность транспортировать пчелиные домики любого размера. Кроме этого, каждый апилифт снабжён подъёмными деталями — рычагами, блоками, фиксаторами.

Телега для перевозки ульев для пчёл должна отвечать следующим характеристикам:

  • грузоподъёмность конструкции должна быть до 150 кг;
  • высота переносимого улья равняется 1300 мм;
  • способность захвата объекта в границах 340–530 мм.

Подъёмник может быть с ручным или механизированным приводом, при этом большинство пчеловодов отдают предпочтение первому варианту, так как второй существенно усложняет работу с конструкцией.

Принцип работы тележки достаточно простой:

  • специальным устройством сдвигают боковые зажимы;
  • после того как необходимое расстояние зафиксировано, устанавливают корпус объекта;
  • для подъёма груза используют рычаг.

После выполненных действий улей можно перевозить в любое место.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]